Спрос на кредиты у населения России упал, и банкам стало невыгодно содержать дорогостоящие офисы. Следствием этого стало активное сокращение отделений кредитными организациями: только за март 2022 года было закрыто 184 офиса, и это не считая Сбербанка (он закрыл 32 отделения своей сети). Подобное сокращение является рекордным за последние три года.
На 1 апреля банками было использовано 25,5 тыс. дополнительных офисов, что на 7% ниже по сравнению с 2021 годом, а за два последних года снижение достигло 11%. Сокращение отмечается и в филиалах, представительствах в России и за границей, передвижных пунктах кассовых операций. Так, количество филиалов составило 467 вместо 513, представительств — 181 вместо 224.
Содержать отделения для банков стало нерентабельно
Сокращение количества отделений дает банкам экономию примерно в 10% на административных расходах и в 15% на сокращении оплаты труда сотрудников. Однако многие услуги требуют присутствия клиентов, поэтому кардинально сократить сеть означает снизить доступность финансовых услуг для населения. Именно поэтому крупные банки вынуждены оставить территориальное присутствие, при этом в селах и труднодоступных территориях будет развиваться «облегченная» инфраструктура: с одной стороны, население сможет пользоваться привычными финансовыми услугами, с другой, бизнес сможет минимизировать расходы на содержание полноценных офисов.