Во втором квартале 2022 года потенциальные клиенты микрофинансовых компаний получали все больше отказов. Связано это с вынужденным ужесточением скоринговых механизмов ради контроля рисков дефолта. При этом доля одобрений для повторных заемщиков выросла, так как эти сделки для МФО менее рискованны и более выгодны. При таком подходе участникам рынка удается поддерживать рентабельность бизнеса в условиях кризиса.
Что говорят представители МФО
В апреле и мае 2022 года разрыв между суммой, запрашиваемой клиентами, и суммой, которую одобрила кредитная компания, стал еще больше и достиг показателей периода пандемии весной 2020 года. Согласно статистике Moneyman, новым клиентам одобряли лишь 44% от запрашиваемой ими суммы. Процент одобрения увеличивался при обращении повторных заемщиков, которые считаются более благонадежными и умеющими оценивать свои финансовые возможности. В большинстве МФО клиенты могут получить от 38% до 52% от суммы, указанной в заявке.
В условиях санкций кредитным компаниям нужно грамотно прогнозировать платежеспособность своих клиентов, используя для этого серьезные скоринги. Поэтому в отношении новичков они придерживаются политики умеренного одобрения во избежание резкого роста просрочек.
В компании MigCredit отмечают, что участившиеся просрочки связаны не только с низким качеством скоринга, но и с тем, что финансовая ситуация даже у платежеспособного клиента может внезапно измениться. И кредиторы вынуждены более серьезно проверять заемщиков и уменьшать объем выдач.
В Webbankir говорят, что
В таких условиях МФО заинтересованы в снижении рисков невозврата и повышении оборачиваемости средств. Для этого они пока выдают краткосрочные займы на небольшую сумму, но уже к концу 2022 года планируется возвращение к прежним показателям. Основной же акцент деятельности на данный момент делается на повторных клиентах.